Чему обучают ребёнка в детском саду
учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением
художественно-эстетического развития воспитанников «Солнышко» с. Ивановка
Оренбургского района, Оренбургской области разработана коллективом самостоятельно (далее
– Программа воспитания), на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020г. №304-
ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-
2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Воспитание детей опирается на основы оптимального сочетания отечественных
традиций, современного опыта, культурно-исторического, системно-деятельностного
подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Основой разработки Программы воспитания являются положения следующих
документов:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993
г.) (с поправками);
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в
Российской Федерации»;
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об
утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до
2025 года;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №
1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
Воспитание детей дошкольного возраста в настоящее время ориентируется на
гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности растущего
человека в условиях стремительных изменений во всех сферах жизни и деятельности на
основе базовых ценностей Российского общества и установок личности, особенностей
психологического развития ребенка в условиях общей цифровизации, готовность к
взаимодействию, обратной связи и информационной открытости.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
4
МБДОУ Д/с «Солнышко» с. Ивановка
природе и окружающей среде.
Реализация Программы воспитания основана на сетевом взаимодействии с разными
субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в
Федеральных государственных образовательных стандартах на всех уровнях образования,
где воспитательная деятельность педагогического процесса охватывает все составляющие
образовательной системы и направлено на качественное и доступное образование и
воспитание в современных условиях. Миссией воспитания и развития личности гражданина
России выступает сплочение нации, укрепление социальной солидарности, повышении
доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой
родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского
общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивного отношения.
МБДОУ Д/с «Солнышко» с. Ивановка в части, формируемой участниками
образовательных отношений, дополняет приоритетные направления воспитания с учетом
реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной
специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в
рамках образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в
основных направлениях воспитательной работы МБДОУ Д/с «Солнышко с. Ивановка:
- ценности Родины лежат в основе патриотического направления воспитания;
- ценности природы лежат в основе экологического воспитания;
- ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания;
- ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания;
- ценность здоровья и безопасности лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания;
- ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
- ценности культуры и красоты лежат в основе художественно-эстетического направления
воспитания.
Программа воспитания МБДОУ Д/с «Солнышко» с. Ивановка является локальным
документом, компонентом к основной общеобразовательной программе дошкольного
образовательного учреждения, которая не противоречит ее принципам, целям, задачам и
содержанию.
Программа воспитания составлена с учетом Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, путем выявления воспитательных
задач образовательной Программы и объединения обучения и воспитания в целостный
процесс на основе нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Реализация программы обеспечивает формирование общей культуры личности детей,
ценностей здорового образа жизни, развития социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности.
Программа воспитания включает приложение - календарный план воспитательной
работы.
Программа реализуется в рамках социально - личностного направления дошкольников средствами ознакомления с родным городом и микрорайоном, Оренбургским краем, природой, традициями родного края.
Опираясь на лучшие традиции педагогического прошлого России, где воспитательные возможности и содержание богаты и разнообразны, позволяют воспитать личность, которая осознает свою причастность к истории родного края, умеющую ценить и беречь нравственное и патриотическое богатство народа.
Программа ориентирована на детей 4-7 лет. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей 4-7 лет.
Предложенная программа учит детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в окружающей пространстве нашего района, где располагается дошкольное учреждение, знакомит с достопримечательностями ближайшего окружения, социализацией, обобщению опыта, воспитывает уважительного отношения к людям, которые живут рядом, бережного отношения к окружающей среде.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательных областях «Познавательное развитие», «Краеведение», «Социально-коммуникативное развитие».
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных детей. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.
Отличительная особенность программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры. Основная задача - включение каждого ребенка в последовательный процесс осознания, усвоение норм нравственной жизни людей, приобщение к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
2.Цели и задачи
Цель программы
Знакомство с правилами этикета, как органической части поведенческой культуры. Выработка этикетного поведения детей как важной основы регулятивной, опознавательной,
идентификационной, коммуникативной, этической и эстетической функции. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, что оказывает влияние на эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. За основу взяты три раздела: культура еды, культура быта, культура общения , которые ставят задачи.
Задачи программы:
- Формирование основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, сочувствие, разговор по телефону и др. формулы вежливого общения).
- Усвоение правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения в гостях, преподнесения подарка и др.
- Усвоение правил поведения в общественных местах (транспорт, улица, театр, кинотеатр, магазин, библиотека и т.п.)
- Усвоить правила культуры еды.
- Относиться к окружающим с заботой и терпением.
- Воспитывать любовь к природе, родному краю, стремления охранять и преумножать его богатства.